13-й район (судьба гетто)

"Все, что от них требуется, это не соваться в центр города, а там, на окраине, делайте с собой, что хотите: травитесь дешевым алкоголем и сигаретами, нюхайте клей, набивайте брюхо жирной жратвой. Нетерпимость к преступности распространяется только на центр города, а на окраинах и в пригородах вы можете убивать друг друга. Такова политика наступающего двадцать первого века. Тони Блэйр все делает правильно: выгнать всю эту вшивоту из городских центров. Бедняки, отвалите в сторонку".

Ирвин Уэлш. "Дерьмо"

Крыса лезет сквозь щель в бетонном заборе. Он замыкает в кольцо один из спальных районов Большого Парижа. 2010-й год. Окраины европейского мегаполиса изолированы - камнем, колючей проволокой и блокпостами полицейских. За их стенами прозябают, сходят с ума, убивают друг друга лишние люди. Темнокожие потомки выходцев из афроарабских колоний галльского империализма. Прочее социальное отребье, которому привелось родиться в этом районе - наследнике пролетарского "Красного пояса" парижских пригородов. Где-то там, за стеной, сохранен туристический Париж наших дней, респектабельные кварталы буржуа. Со времен Тьера они заучили истину - покой их класса основан на подавлении нестабильного, вечно бунтующего плебса.

Загнав людей в гетто, власть контролирует, чтобы они уничтожали только себе подобных. И очень хочет ускорить этот процесс. Специальная "чистая" бомба с ядерной боеголовкой должна стереть с лица земли обитателей изолированного района, без экологических последствий для городского центра. Ее обманом подкидывают главарю одной из криминальных банд, а затем пускают на поиски полицейского супермена, в сопровождении парня из гетто. Этот тертый, не раз обманутый человек разгадывает игру властей, и силой мешает одураченному копу ввести код, который по легенде должен деактивировать, - а в действительности - взорвать заложенную в сердце района бомбу.

Прозревший полицейский верит в Свободу, Равенство, Братство, - их именем совершались все преступления буржуазии, начиная с подавления первой великой революции французского народа. Он тащит бомбу в Елисейский дворец, чтобы услышать откровения своего шефа:

"13-й район не управляем. Его содержание обходится слишком дорого. Люди не хотят платить за отбросы общества… Чистка? Да, это немного недемократично, но снимает много проблем".

Добрая дюжина реальных современных политиканов то и дело повторяют подобные слова - не перед скрытой камерой, как это наивно показано в фильме, - в публичном эфире миллионных телеаудиторий, - а затем успешно претворяют их в жизнь. Сама идея "зачистки гетто" не кажется такой уж надуманной после фильмов Мура, или книги француза Тьерри Мейссана - "11 сентября: большая ложь". Джек Лондон давно писал об этом в "Железной пяте". Когда-нибудь они пойдут и на это.

Что интересного в этой киноподелке, которая отличается от голливудского боевика только местом производства - Французская республика, кинокомпания "Европа"? Из ее простенького сюжета видна судьба гетто, какой она представляется в одном из центров глобального капитализма. Что до третьего мира европейского субконтинента - в лице "нашей" Украины, в мире этого фильма ее окружала бы сплошная стена. Впрочем, мы бьемся в эту преграду уже сегодня. "13-й район" вышел в прокат в первых числах февраля, а всего несколькими днями раньше, когда Ющенко распинался на фуршетах в Давосе, пограничный катер бундесвера выудил из Одера трех полузамерзших украинок. Они так и не добрались до вожделенных рабочих мест, но зато узнали, что недавно подписанный приказ обязывает расстреливать нелегальных мигрантов - топить их в воде. Логотип компании "Европа" очень двусмысленно изображен прямо на крысиной стене из начала фильма. Ирония судьбы - или просто наша неизбежная судьба?

Авторы фильма, кажется, сами не считают его сюжет фантастикой. Иначе, зачем они предложили нам жалкий исторический промежуток в пять лет - между нынешним и 2010-м годом? Бесспорно, речь только о настоящем, которое давно осуществляется на наших с вами глазах. Каменные стены на границе ирландских кварталов Ольстера - построено по заказу правительства Соединенного Королевства. Стена Шарона, бетонным удавом охватившая палестинский народ. Еще более прочные, невидимые барьеры растут между богатыми и бедными районами наших городов. Сплошная реальность - сценаристам осталось добавить немного спецэффектов. Фантастикой скорей выглядит концовка картины, где власти обещают снести стену гетто и заново открыть школы. Впрочем, это не более чем обещания нашего "честного" полицейского - а фильм уже показал цену словам и делам этой публики.

Нет, стены гетто будут расти и крепнуть. А их обитателей не ждет ничего, кроме спланированного уничтожения, которое, в зависимости от конкретного случая, может быть более или менее быстрым. "Они обнесли район стеной, а теперь хотят его вычистить. Здесь нет ни больницы, ни почты, ни школы…", - говорит житель "13-го района". Разве это не подлинный геноцид - без всякой там бомбы? И разве мы не наблюдаем его сегодня - вживую, в своих родных кварталах? Социальная политика буржуазии по настоящему разрушительна - она не хуже тротила превращает в руины "депрессивные" украинские города и физически уничтожает их обитателей. В этом смысле, сюжет боевика - неплохая аллюзия на реальное положение дел в наших гетто. Хотя о придуманной режиссерами бомбе можно говорить почти буквально - обыкновенные фашисты, борцы с "исламской", "кавказской", "черной" угрозой в своей стране, вряд ли отказались бы от такой возможности "снять проблемы", буде она представилась им наяву.

Агрессия жителей изолированных кварталов выглядит естественной реакцией на то, что делают с ними по настоящему преступные заправилы классового порядка. Главарь банды, который нацеливает бомбу в сторону Елисейских полей - едва ли не положительный персонаж. В конце концов, он только собирается возвратить истеблишменту его ядерный подарок. А Елисейские поля - разве они не заслуживают гибели с тех самых времен, когда барон Осман пропахал их сквозь город, истекающий кровью восставшего пролетариата? Широкие - чтобы на них нельзя было строить новые баррикады, прямые - чтобы картечь правительственных орудий без помех косила на них все живое. Вы думаете, в буржуазной Франции что либо изменилось с тех давних времен? Нет, все осталось по-прежнему, и если верить авторам фильма, в недалеком будущем извечное противостояние между центром и периферией мегаполиса - буквальное выражение классовых противоречий - дойдет до своих крайних пределов.

Как победить в этой борьбе - и, следовательно, спастись? Авторы фильма не могут ответить на этот вопрос. В их представлении, спаситель гетто должен быть той самой крысой - чтобы ловчее других прыгать в узкие норы своей реальности. Он должен спасать самого себя, и лишь при случае - всех остальных. На деле для этого потребуется объединить усилия всех жителей гетто. Большая, грязная, нелегкая работа - однако нам пора заняться ей сегодня, в своих кварталах. Поторопитесь, иначе их ждет печальная судьба.

andman
Communist.Ru, №161

Используются технологии uCoz