За духовное освобождение пролетариата!

Серьезную озабоченность вызывает положение в нашем рабочем движении. Оно остаётся расколотым и обезличенным, плетущимся в хвосте радикальных мелкобуржуазных партий. Для партии сегодня нет задачи более важной, чем превращение рабочего движения в реальную политическую силу общества со своим политическим лицом.

Сегодня народ не с нами. Мы - партия меньшинства. Это избавляет нас от необходимости в погоне за голосами избирателей идти вместе с НПСР на поводу отсталых масс и сдавать одну марксистскую позицию за другой. Сегодня для нас важнее не размах, а качество левого движения. Сегодня эффективность партийной работы надо измерять не количеством поданных на выборах за нас голосов, а боевитостью и политической зрелостью идущих за партией рабочих организаций. Именно в этом, а не в словесных кружевах, должна проявляться классовая позиция партии.

Политическая зрелость рабочего движения проявляется не только в активной борьбе за повышение зарплаты и сокращение рабочей недели. Еще в большей мере она проявляется в ясном осознании того - во имя чего ведется эта борьба. Если для горняков Боливии, для пролетариата в других вотчинах неоколониализма эта борьба означает борьбу с голодом и нищетой, то для пролетариата Европы и Америки, для пролетариата других развитых стран эта борьба должна означать борьбу с буржуазной культурой, борьбу за создание своей классовой шкалы моральных и материальных ценностей.

Феодализм не победил бы рабовладельческое общество, если бы в лице христианства демонстративно не сбросил бы античную культуру этого общества. Буржуазия не победила бы феодализм, если бы в лице протестантизма и атеизма демонстративно не сбросила католическую культуру феодализма. Рабочий класс не сможет победить буржуазию, если не создаст свою собственную духовную культуру.

К сожалению, большие успехи рабочего движения в Европе и Америке в борьбе за улучшение своего материального положения сопровождались духовным порабощением пролетариата буржуазией.

В начале XX века пролетариат там хуже ел, хуже одевался, дольше работал, но у него были свои журналисты, писатели, поэты, свои философы и историки, свои музыканты, художники, спортсмены. У него была своя духовная жизнь. В конце XX века пролетариат заплатил за улучшение своего материального положения сдачей своих духовных позиций. Теперь буржуазия решает, куда пролетариату тратить свободное время и свободные деньги. В таких условиях увеличение зарплаты и сокращение рабочей недели не только не освобождает пролетариат от буржуазии, но еще больше привязывает его к ней.

В развитых капстранах пролетариат через систему зарплаты контролирует значительную долю национального дохода. Этой доли достаточно, чтобы создать свою духовную жизнь. На деле же вся эта доля уходит в храмы Желтого Дьявола. В конце XX века духовное порабощение пролетариата было сильнее, чем в его начале. Эту форму классовой борьбы коммунистическое движение проиграло. Вот в чем причина того, что политические лозунги с таким трудом пробивают сегодня себе дорогу в рабочем движении.

В начале XX века пролетариат повторял вслед за Эженом Потье: "Презренны вы в своем богатстве, угля и стали короли". В конце XX века он стал завидовать этому богатству. Пока борьба пролетариата будет руководствоваться завистью к буржуазии, а не презрением к ней, до тех пор она будет порождать лишь рокировку в мире Капитала, а не свержение его господства. Пример Китая - яркое тому подтверждение.

Особенность современного российского рабочего движения состоит в том, что для одной его части классовая борьба означает, как для пролетариата экономически отсталых стран, борьбу с физическим порабощением, а для другой его части она означает, как для пролетариата экономически развитых стран, борьбу с порабощением духовным. К сожалению, этой второй стороны классовой борьбы мы не видим или почти не видим. Успех революции в России будет зависеть от того, куда сегодня пролетариат будет тратить свои деньги и свое время. Успех социалистического строительства в России будет зависеть от того, куда будет тратить пролетариат свои деньги и свое время после революции.

Успехи строительства социализма в СССР в значительной мере объяснялись тем, что до войны рабочий класс делил свое время между библиотекой и стадионом, а провал строительства коммунизма - тем, что после войны он делил своё время между садовым участком, гаражом и телевизором. Прежде чем проиграть противоборство политическое, мы проиграли противоборство идеологическое, его этическую и эстетическую составляющие.

Л. Потапов, В. Конаков
газета "Трудовая Россия", сайт communist.ru

Используются технологии uCoz